ДЕРЕВОРЕЖУЩИЕ СТАНКИ И ИНСТРУМЕНТ
Особенностью дереворежущих станков, применяющихся в самолетостроении, являются:
1) универсальность; специальные станки встречаются лишь в специальных отраслях самолетостроения (например, производство винтов);
2) простота конструкции;
3) быстроходность: скорости вращения рабочих валов и шпинделей составляют 3 000—12 000 об/мин., а скорости резания доходят до 70 м/сек-, быстроходные фрезерные станки делают 15 000—22 000 об/мин.
Некоторые из дереворежущих станков, особенно быстроходные, применяют также для обработки легких металлов и сплавов (дур — алюмин, алюминий) и пластмасс.
Станки для обработки древесины гораздо дешевле станков для обработки металла. Это несколько упрощает организацию производства и планировку оборудования деревозаготовительного и столярного цехов. Если при расчете количества станков для металлообрабатывающих цехов решающее значение имеет коэфициент использования станка, то при расчете деревозаготовительных цехов, в которых вследствие громоздкости деталей концентрированное расположение механического оборудования нецелесообразно, количество станков часто определяют таким образом, чтобы приблизиться к поточному перемещению деталей, не считаясь с неполной загрузкой оборудования.
Для удаления опилок и стружек все дереворежущие станки необходимо снабжать индивидуальными отсосами, объединяемыми эксгаусторной установкой.
Дереворежущие станки по роду выполняемой ими работы можно разделить на следующие группы: а) кругло-пильные станки;
б) ленточно-пильные и лобзиковые станки; в) строгальные и фрезерные станки;г)сверлильные; д)токарные; е) шлифовальные.
Кругло-пильные станки по характеру пиления можно подразделить на: а)станки для распиливания поперек волокон; б) станки для смешанных распилов; в) станки для распиливания вдоль волокон.
К кругло-пильным станкам для распиливания поперек волокон относят маятниковые пилы, которые подвешивают к потолку или стене (фиг. 162).
Для торцевого распиливания поперек волокон преимущественно широкого материала (досок, щитов) пилами небольшого диаметра применяют кругло — пильные торцевые прямолинейные станки на полозках, которые устанавливают на стене или колонне (фиг. 163). Указанные круглопильные станки применяют при торцевом раскрое длинного материала, в них производится подача пилы на материал. Для обработки короткого материала применяют круглопильные торцевые станки с кареткой для подачи материала на пилу, которая не перемещается. Область применения этих станков довольно широкая; на этих станках торцуют бруски и доски, а также щиты и листы фанеры.
Кругло-пильные станки для смешанного распила (универсальные). К этому типу относят станки, служащие для распилов вдоль волокон и под углом к ним. Их применяют для разделки брусков и досок на планки и рейки, а также для срезания планок на-ус и для торцовочных работ.
Из станков этого типа чаще всего употребляют станки с наклоняющимся столом (фиг. 164), на которых можно делать пропилы не только иод прямым, но и под косым углом к опорной поверхности детали.
Фиг. 163. Кругло-пильный торцовый поперечно-параллельный станок на колонне. |
Фиг. 164. Кругло-пильный циркулярный) станок. |
Фнг. 165. Ленточно-пильный столярный rhl> ‘ „ станок. ф,,г- 1о6- Лобзиковый (ажурный) станок |
Ленточно-пильные и лобзиковые станки (фиг. 165 и 166). Те и другие станки в самолетостроении служат главным образом для распиливания по криволинейным фасонным контурам, причем лобзиковые (ажурные) станки бывают также с приспособлением для сверления.
Большое применение в самолетостроении имеют ленточно — пильные переносные станки -лилипуты, служащие для выполнения исключительно легких
работ из материала ф„г Ш7. Строгально-фуговальный станок, незначительного сечения и веса.
Строгальные станки. Строгально-фуговальный станок (фуганок) служит для продольного выстрагивания (вдоль волокон) одной или двух смежных граней брусков, досок, планок, реек (фиг. 167). Выстроганные поверхности служат базой для обработки
остальных сторон. Для строгания небольших по сечению и длине деталей употребляют фуганки-лилипуты.
Рейсмусовочные станки (рейсмусы) служат для параллельного строгания плоскостей заготовок (брусков, досок, реек, планок и т. п.) вдоль волокон до требуемого размера по толщине.
В зависимости от числа одновременно обрабатываемых сторон рейсмусы бывают: односторонние (фиг. 168) и двухсторонние. Трех-и четырехсторонние строгальные фиг. 168. Рейсмус односторонний. станки в самолетостроении
применяют редко.
Фрезерные станки имеют вертикально расположенную ножевую головку или фрезу. На них обрабатывают материал как по прямой, так и по кривой линии и производят фасонную обработку материала (выборку шпунтов, облегчений и пр.). В самолетостроении обычно применяют одношпиндельные фрезерные станки с наклоняю-
Фиг. 170; Шлифовальный двухдисковый станок. |
щимся столом. На фиг. 169 изображен такой станок, шпиндель которого может делать 2900, 4000 или 5000 об/мин.
К группе фрезерных станков относятся также быстроходные копировально-фрезерные станки, делающие 15 000—22 000 об/мин., которые применяют для ажурных работ. На этих станках ставят специальные фрезы небольшого диаметра (8—15 мм). Такими фрезами можно выполнять всевозможные ажурные работы, делая вырезы без предварительного сверления отверстий и выпиливания внутреннего контура. Это позволяет обходиться без сверлильного и лобзикового станков.
Сверлильные, токарные и шлифовальные станки являются вспомогательными дереворежущими станками и при изготовлении деревянных деталей играют подсобную роль.
В самолетостроении применяют вертикальные сверлилы! ы е станки с одним или несколькими шпинделями.
Многошпиндельные станки употребляют для сверления в детали нескольких отверстий разных диаметров, например, в лонжероне крыла — отверстий для болтов ные станки и станки радиального типа.
Токарный станок с супортом в деревообрабатывающих цехах служит для точных работ; при менее точных работах применяют токарные станки без супорта, с подручником.
Для шлифовальных работ в самолетостроении применяют дисковые и ленточные шлифовальные станки. На фиг. 170 представлен шлифовальный двухдисковый станок для шлифования плоских или выпуклых деталей, а на фиг. 171 — шлифовальный одноленточный станок с горизонтальной плоскостью шлифования для обработки поверхностей разнообразной формы.
Основные технические характеристики станков, применяемых в самолетостроении, приведены в табл. 53.
Д е р е в о о б р а б а т ы в а ю щ и й инструмент. Применяемый для деревозаготовительных и столярных работ инструмент делят на:
1) станочный режущий инструмент;
2) режущий инструмент для "ручной обработки;
3) ручной инструмент для заготовительных и столярных работ;
4) мерительный инструмент — нормальный и специальный.
«Кировский ме-
таллист» (произ-
водит станки с
шарнирным дви-
жением пилы)
Кисслинг (Лейпциг, Германия)
«Пролетарская
Свобода»
(Ярославль)
Каппель. Кирхнер
и К°
режущих станков
273 Производство самолетов—175—18 |
Число оборотов в мин. |
Окружная скорость м/сек 1 |
Пода ча м/мин |
Обработочные возможности станка |
Мощ ность мотора кет |
Габаритные размеры в плане мм |
3000 (диам. диска пилы 350-500 мм) |
53-78 |
9—28 (макс. 40) — для мягких пород, 8—20 (макс. 33)— для твердых пород при толщине материала а = 20—80 мм и ручной подаче |
Наибольшая толщина распиливаемого материала а = 150 мм |
3,7 (для больших толщин 10—12) |
1100 x 850 для станков с наклоняемым столом, 1900X1600— для станков с наклоняемой пилой |
500-950 (диам. пильных шкивов 700-900 мм) 1000 для станков «лилипут» |
22-35 |
8—20 для длинных резов и 3 — 7 для коротких при толщине материала 10—60 мм |
Наибольшая толщина распиливаемого материала а = 380—450 мм; для пил «лилипут» а = W0 мм. Наибольшая ширина ленты к 30—35 мм, для пил «лилипут» к = 15—20 мм |
2,0—37 (для станков «лилипут» 0,7—0,8) |
1500 х 1000 (для станков «лилипут» 720X550) |
Число оборотов мотора л= 1000; число оборотов сверла л, = 2200 число оборотов вентилятора пг = 1000 |
0,75-1,0 |
1—4 |
Наибольшая толщина распиливаемого материала а = 60 мм; наибольший диаметр сверла d = 10 мм, наибольшая глубина сверления 80 мм; вылет хобота 750—785 мм |
1,3 |
800X1400 |
4000-5000 |
26-33 |
4-25 |
Наибольшая ширина строгания 600 мм, для станков «лилипут» — 150 мм. При автоподаче наибольшая толщина обрабатываемой детали а — 100 мм |
2,2 — 3,5 (для станков «лилипут»— 0,3-0,5) |
1500X2500 (для станков «лилипут»— 450×750) |
4000-5000 |
20-33 |
4—25 |
Наибольшая ширина строгания ft = 600 мм; наибольшая толщина обрабатываемого материала а — 200 мм ■ |
3,5—7 |
1500X1500 |
Станок |
Завод |
Схема действия станков |
||
СССР |
Загранич ный |
|||
Рейсмусо- ВОЧНЫЙ двухсто ронний станок |
им. Чичерина |
t Кирхнер и К0, Кисслинг, Фай и Иган |
5і3^іи * і II іігГ |
|
Фрезерный станок |
им. Кагановича |
Кисслинг (Лигниц, Гер. чания) Кирхнер п К°, Эрфордия (Эрфурт, Германия). Унсруд (США) Эльре-Хесс (Германия) |
ибЫкноОеымЬп/ Трем ^ Летал» Упсрмк 6bicmpo^odf»fnu Фреза _ у |
|
Стал ФремробочяЫм *т! П б ГО" |
||||
Сверлиль ный |
им. Кагановича |
Кисслинг, Кирхнер и К°, Фай и Иган |
Шатц»-^ * Станина- |
bl«Qc — Патрон Г — Сісрло * ^Летало Стол ^ Подало |
Токарный |
«Красный Металлист» |
Вадкіш и К0 (Лайчестер, Англия) і |
Of! |
ff’l |
Шлифоваль ный дисковый |
«Красный Металлисте |
Каппе ль, Кисслинг, Фай и Иган |
л. Сто.* т |
"S5L Летало |
Шлифо вальный ленточный |
«Красный Металлист» |
Кирхнер, Кисллинг, Вадкин и К° |
-&Е0- |
Сл ~ Л •v Н* R о >> £ а О. — S-ii. 055 |
Станочный инструмент по видам резания можно подразделить нД инструмент для пиления, строгания и сверления.
Инструмент для пиления. В зависимости от характере пильных станков применяют пилы круглые, ленточнцЯ и лобзиковые (фиг. 172). Круглые (дисковые) пилы для круглое пильных станков применяют диаметром 200—500 мм и толщиной 1,2—3 мм, с различной формой зуба в зависимости от требуемой чиЛ стоты распила и породы древесины. Пилы с остроугольными зубьями служат для продольного распиливания мягких пород; пилы с зубья мм треугольной формы употребляют для торцовки. Для получения чиЛ
стого распила, не* требующего послеЛ дующего строгания» применяют специаль-1 ные чисто режущие;! пилы.
На ленточно-пильт! ных станках приме-:! няют ленточные пилы,! представляющие бес-1 конечную (спаянную I медью или серебром).] стальную ленту с я зубьями шириной (в 1 зависимости от кри-1 визны линии реза) ] 10—35 мм и толщи — ) ной 0,5—0,7 мм.
Фиг. 172. Инструмент для пиления. Лобзиковыми ПИЛ-
ками шириной 3—8 мм
Круглые пилы: 7—торцевая; 2 — продольная; 3 — шелковая; ВЫПИЛИВаЮТ ЗЭМКНУ" І—ленточные пилы; 6—лобзиковая пила.
тые контуры на лоо — зиковых станках.
Инструмент для строгания. При. обработке на продольно-строгальных станках применяют толстые и тонкие строгальные ножи (фиг. 173). Толстые строгальные ножи толщиной 6—7 мм с проушинами для болтов (фиг. 173, А), укрепляемые на квадратных ножовых валах, применяют только в рейсмусовочных станках, так как такой способ закрепления этих ножей представляет опасность для рабочего. Менее опасный способ укрепления тонких ножей толщиной 3—4 мм на круглом ножовом валу (фиг. 173 Г, Д) широко применяют на фуговочных и рейсмусовочных станках.
На фрезерных станках для обработки контуров, а также получения прямолинейных или криволинейных выемок с радиусом закругления 30—40 мм и выше применяют фрезерные ножовые головки со вставными ножами, фрезы-шарошки и фрезерные ножи (фиг. 174). Для обработки криволинейных контуров с радиусами закругления 12 20 мм служат небольшие цельные фрезы-шарошки (фиг. 175) и ножовые
А, Б, в — фрезы — шарошки; Г — фрезерные
кожи; д — ножовая головка; Е — фрезерная
пила; Ж — съемный шпиндель.
Фиг. 175. Фрезерный инструмент
малого диаметра.
А — съемные шпиндели; Б — фрезы;
В__ ножовая головка в разобранном виде:
Г — фрезы — сверла.
головки с разъемными шайбами и вставными ножами. При обработт контуров с радиусами закруглений 4—5 мм на быстроходных копи вально-фрезерных станках применяют малые фрезы-сверла диаметро
8— 15 мм. При специальных работах на фрезерных станках, наприме’ снимании скосов на-ус в фанерных полосах, склеиваемых по длин применяют фрезерные пилы, укрепляемые на шпинделе с помощь зажимных шайб.
5 в Г
А — спиральное; Б —пазовое с одной режущей кромкой; В — пазовое с двумя
режущими кромками; Г — центровые; Л—раззенковки; Е — раздвижной нож
для вырезания круглых отверстий в фанере.
Инструмент для сверления состоит из спиральных центровых и пазовых сверл (фиг. 176). При рассверливании отверстий для головок шурупов или заклепок впотай применяют раззенковки, а для вырезания круглых отверстий в фанере употребляют раздвижной нож.
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Применяемые при деревозаготовительных и столярных работах приспособления можно разделить на приспособления для обработки деталей на станках и для обработки вручную.
Станочные приспособления. Некоторые приспособления этой группы являются принадлежностью дереворежущих станков, например, направляющие или упорные угольники и упорные кольца. Упорные угольники служат для упора о них деталей при обработке плоских поверхностей; их применяют на кругло-пильных, ленточно-пильных, фрезерных и фуговочных станках, а упорные кольца, служащие для упора шаблона, употребляют при обработке плоских и кривых поверхностей на фрезерных станках (фиг. 177). Для разгрузки фрезы быстроходных копировально-фрезерных станков
от давления, вызываемого прижиманием ее к кольцу шаблона, свободно вращающееся на шпинделе упорное кольцо заменяют неподвижным, прикрепляемым к столу станка кольцом или штырем, соответственно нижнему или верхнему расположению шпинделя (фиг. 178).
Дополнительный валике подушкой применяют при обработке скосов или кривых поверхностей на рейсмусовочных станках (фиг. 179).
Фиг. 178. Обработка на быстроходном фрезерном станке.
А — при расположении шпинделя снизу; Б — при расположении шпинделя сверху. 1 — деталь; 2 — шарошка; 3 — упорное кольцо;
4 — шаблон; 5—упорный штырь.
Шаблон для снимания скосов на-ус] в планках применяют при работе на торцовочном кругло-пильном станке, снабженном чисторежущей пилой, причем его прижимают {к {упорной
линейке станка поверхностью ДД (фиг.’ 180), а пила проходит в пропиле шаблона ММ. В шаблон можно одновременно закладывать 3—4 планки.
Шаблоны для фрезерования деталей на фрезерном станке обычно изготовляют из фанеры, а деталь прикрепляют к шаблону гвоздями или с помощью струбцин.
Шаблон для снимания скосов (на-ус) в сені, фанерной обшивки на фрезерном станке изображен на фиг. 181; ук; поверхности шаблона равен углу скоса фанеры. При перемещении! лона^в направлении, указанном стрелкой, вращающаяся пила зает фанеру под требуемым углом.
Фиг. 180. Шаблон для снимания скосов на-ус в планках полок лонжеронов. |
1—стенка; 2—планки; 3—прокладка; 4—эксцентрик; 4—дно; 6—зубообразные впадины.
п Р и с п о с о б л е н и я для ручных работ состоят из струбцинок, вайм, стусл, сулаг, прессов для склеивания (с клиновыми зажимами, пневматических, гидравлических, веерообразных), шаблонов для загибания деталей, кондукторов для сверления отверстий в рамках, лонжеронах и других деталях, валиков и шаблонов для разметки мест постановки гвоздей, валиков для намазывания на детали клея и т. п.
СКЛЕИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ
Для рационального использования древесины при изготовлении U деревянных деталей в самолетостроении широко применяют склей — 1 ванне (фиг. 182). Из реек и планок склеивают полки лонжеронов Т крыльев и фюзеляжей, полки кильсонов, скуловые и килевые стрингеры лодок. Фанерные детали, например боковые обшивки полок 282
Основным способом при склеивании оогт„ планок) является склеивание н а — у с (Лиг nUww (рЄЄК’ толщины склеиваемого сечения л к длине сїосіТ должно
А О
Фиг. 182. Разновидности склейки полок лонжеронов.
А — вертикальная; Б — наклонная (французская); В, Г — горизонтальная;
Д — комбинированная.
1 : 12. Склеивание но длине на-ус применяют не только в заготовках, имеющих направление склейки вдоль волокон, но и в заготовках, составляемых из планок с расположением волокон под углом к месту склейки (например, рейки полок лонжеронов для неразрезных крыльев с V-образным уклоном). Такая склейка носит название французской.
Фиг. 183. Расположение стыков при склеивании на-ус. А — в рейке; В — в смежных рейках. |
Склеивание по ширине применяют для прямоугольных планок шириной не менее 25 мм и толщиной не менее 10 мм, а склеивание по толщине—для планок толщиной не менее *0 мм, причем для крайних планок допускают толщину менее 10 мм. Склеивать по толщине можно также щитки, склеенные из планок по Ширине, но при этом в смежных щитках фуги склеиваемых планок Должны быть расположены вразбежку.
Эти способы склеивания применяют при изготовлении полок лонжеронов крыльев (см. фиг. 182). При склеивании полок из реек сна-
283
чала склеивают рейки из планок длиной 1,5—2,5 м, причем расстоянц от крайнего стыка до конца деталей lL допускается 0,3—0,6 м. Из по лученных таким образом реек склеивают заготовку (полку), приче расстояние в смежных рейках между стыками h должно быть не мене двойной длины уса. Направление стыков в смежных рейках лонже ронов сплошного сечения делают вразбежку. Количество стьїкої в сечении допускается не выше 50% от числа склеенных реек; стьїкі надо располагать через одну рейку (см. фиг. 183, Б).
•При склеивании фанерных деталей по длин или ширине применяют; а) склеивание на-ус; б) склеивание впритык и в) склеивание внакладку (фиг. 184).
в
Фиг. 184. Способы склеивания фанеры.
А — на-ус; Б — впритык; В — внакладку.
При склеивании на-ус отношение толщины фанеры а к длине уса к должно быть 1 : 10.
Склеивание впритык производят с фанерной подкладкой той же толщины, что и стыкуемые листы фанеры, и шириной 60— 100 мм. При склеивании внакладку концы фанерной заготовки накладывают один на другой. Склеивание по толщине применяют при изготовлении из фанерных листов усиленных рам фюзеляжа, а также в обшивках монокок, выклеиваемых из шпона.
Склеиваемые детали необходимо запрессовывать. Чтобы нанесенный клеевой раствор обладал определенной вязкостью в момент за — прессовывания, детали, намазанные клеем, до наложения пресса надо выдерживать:
I) при открытом пропитывании от момента намазывания клеем до наложения друг на друга склеиваемых поверхностей 2—6 мин.
2) при закрытом пропитывании от момента соединения склеиваемых поверхностей до наложения пресса 4—18 мин.
При выклеивании скорлуп типа монокок весь процесс намазывания клеем набора слоев шпона не должен превышать 40—50 мин.
Продолжительность выдержки запрессованных деталей составляет:
1) присклеиваниихвойных пород(сосна, ель, пихта)—не менее б час.:
2) при склеивании заготовок с малыми радиусами закруглений — более 6 час.;
3) в остальных случаях — 6 час.
Длительность выдержки склеенных дета — л е й после снятия пресса зависит от толщины, ширины, количества склеек (фуг), характера последующей обработки, породы древесины. В табл. 54 указаны минимальные сроки выдержки склеенных деталей после снятия пресса, на основании данных, разработанных ВИАМ. и данных практики.
Подсушивание склеенных заготовок. Для ускорения сушки заготовок, склеенных казеиновым клеем, применяют искусственную сушку в сушильных камерах с температурой 55°, что позволяет довести влажность заготовок до 7—10%. Искусственное подсушивание сокращает на 30—50% длительность выдержки заготовки после снятия пресса, а для заготовок с большими поверхностями склейки этот срок сокращается еще больше. Так, при склеивании усиленных фанерных рам выдержка после снятия пресса при подсушивании сокращается с 15—20 до 4—5 суток. Искусственная сушка выклеенной скорлупы фюзеляжа типа монокок сокращает срок сушки после снятия пресса с 5—7 суток до б—8 час. Еще лучших результатов можно достигнуть при сушке склеенных заготовок посредством электроволн высокой частоты. Опыт показывает, что в этом случае длительность сушки можно снизить до нескольких десятков минут.
Давление при запрессовываниив зависимости от породы древесины, ширины склеиваемых поверхностей и консистенции клеевого раствора составляет 0,5—5 кг/см2. Для узких деталей давление должно быть меньше, чем для широких. При склеивании твердых лиственных пород лучшие результаты получаются при давлении 3—5 кг/см2.
Оптимальные величины давлений следующие (в кг/см2):
Склеивание полок лонжеронов, стрингеров лодок, бобышек:
из хвойных пород…………………………………………… 2—3
из твердых пород…………………………………………………. 3—4
Склеивание коробок лонжеронов (кильсонов) . . 2
Приклеивание березовой фанеры:
к каркасу лонжеронов, кильсонов…………………… 2—3
к каркасам нервюр, шпангоутов и других
ажурных деталей мелкого сечения…. 1—1,5
к каркасам фюзеляжа, крыла, оперения. . 0,5—0,6 Выклеивание скорлупы из шпона и фанеры пневматическим способом…………………………………………………………. 2
Склеивание болванок винтов…………………………… 4—5
Минимальные срони выдержки склеенных деталей после снятия пресса
Характер последующей
обработки
Приспособления для склеивания. Наиболее простым приспособлением являются вай. мы с клиновым зажимом, затем употребляют струбцины с винтовым зажимом и при сборке деталей — эксцентриковые зажимы (фиг. 185).
В серийном производстве струбцины и ваймы являются вспомогательными приспособлениями, так как в качестве основных приспособлений при склеивании служат прессы.
Прессы, применяемые для склеивания древесины, отличаются по конструкции — стоечные и вращающиеся, и по способу получения
в них давления — винтовые, с клиновыми зажимами, пневматическиег гидравлические. Для экономии площади стационарные и вращающиеся прессы делают с несколькими прессовыми секциями (6—16).
На фиг. 186 представлен вращающийся восьмисекционный пресс с винтовыми зажимами для склеивания заготовок по ширине или реек из планок на-ус, а на фиг. 187— стоечный шестисекционный пресс с винтовыми зажимами для склеивания на-ус фанерной обшивки лонжеронов. Оба эти пресса удобны для склеивания деталей, требующих сосредоточенного давления.
На фиг. 188 изображен конвейерный пресс с винтовыми зажимами, отдельные секции которого перемещаются при помощи бесконечной цепи. Длина цепи и скорость ее движения зависят от длительности сушки склеиваемых заготовок. Этот пресс удобен для склеивания из планок щитов для бобышек лонжеронов.
Винтовые прессы создают все же сосредоточенное и практически не поддающееся изменению давление.
Более совершенными являются прессы с пневматическим или гидравлическим прижимом, допускающие регулирование силы давления. На фиг. 189 представлен десятисекционный пневматический пресс для склеивания заготовок полок лонжеронов. В каждую секцию пресса закладывают по две заготовки. Чтобы избежать приклеивания заготовок друг к другу, между ними кладут полотняные прокладки, пропитанные олифой. Давление осуществляется с помощью резинового шланга, в который впускают сжатый воздух. Шланг может быть расположен над склеиваемой заготовкой или под ней. Второй вариант хуже, так как положение заготовки при склеивании неустойчиво.
На фиг. 160 представлен шестисекционный пневматический пресс для склеивания коробок лонжеронов. Каждая секция пресса приспособлена для одновременного склеивания двух коробок и снабжена прижимающими винтами.
На фиг. 191 показан восьмисекционный пневматический пресс для фанеровки коробок лонжеронов. Секции этого пресса, так же как и предыдущего, приспособлены для одновременного закладывания двух лонжеронов и снабжены прижимающими винтами.
Для склеивания фанерных рам, а также фанеровки шпангоутов и нервюр применяют прессы с большой площадью основания прессовых секций. Примерами таких прессов. могут служить трехсекционный пневматический пресс для фанеровки рам и шпангоутов (фиг. 192) и шестисекционный пневматический пресс для фанеровки каркасов нервюр (фиг. 193). В каждой секции этих прессов одновременно запрессовывают по 4—5 рам или нервюр.
При выборе механизированных прессов следует отдавать предпочтение пневматическим; при этом не требуется обратного отвода для выпуска воды. Кроме того, при неисправности проводки или сочленений гидравлического пресса авиадетали могут быть подмочены.
т* |
1 — воздухопровод; 2 — кран; 3 — стойка; 4 — пружина; 5 — скоба; б — сулага; 7—фиксаторы; 8 — коробка шланга;
0 — шланг; 10 — опорная балка.
фиг — т- Пневматический пресс для фанеровки рам и шпангоутов.
2 — сулага; 3 — подъемная сулага — рейка. 6 — прижимная планка.
пресс для фанеровки каркасов
нервюр. [19]
Гнутье авиадеталей. Детали криволинейной формы (полки нервюр, ободки рам, кольца турелей и т. п.) получают из прямолинейных заготовок путем гнутья их по горячему или холодному методу.
При горячем методе гнутья заготовку подвергают гидротермической обработке (пропаривание или проваривание) и после этого загибают ее на шаблоне, а затем сушат в сушильной камере в согнутом виде, не снимая с шаблона.
Для пропаривания пользуются горизонтальными парильными котлами прямоугольной или цилиндрической формы (фиг.
194), наполняемыми паром с сверхдавлением 0,2—0,3 am. Длительность пропаривания зависит от породы, толщины и начальной влажности материала (табл. 55).
Таблица 55
Длительнасть (в часах) пропаривания и проваривания загибаемых заготовок
Пропаривание древесины с влажностью 30% |
0.17 0,17-0,Зз’о.58-0.750,75—1,00
0,50 0,75 | 1,00 1,25—1.50
Пропаривание древесины с влажностью 7—10%
Пихта. . . Сосна. . . Лиственница Дуб. . . .
Приваривание древесины
Пихта и сосна Лиственница. Дуб
Детали, загибаемые с одного конца, не пропаривают, а провара вают в небольших металлических баках с кипящей водой, приче пачку заготовок погружают концом на глубину, соответствующую длине загиба.
Пропаренные заготовки изгибают на деревянных или железнь шаблонах. Чтобы предохранить наружные волокна древесины от раз рыва, на наружную сторону заготовки накладывают железные шинь толщиной до 0,8 мм. Примером деревянного шаблона может служим шаблон для загибания полок нервюр, где загибание осуществляется! простым надавливанием рукой (фиг. 195), а в качестве примера железного шаблона на фиг. 196 изображен шаблон с клиновым зажимом для гнутья дубовых или ясеневых ободков.
V- г г |
||||
‘ I < |
||||
Г? |
— |
і > |
||
! < |
Фиг. 195. Шаблон для загибания полок нервюр. |
7—паз шаблона; 2— распаренный конец полки; 3— скоба; 4 — запирающая планка.
Загнутые на шаблонах заготовки высушивают до влажности 7— 10% в сушильных камерах нормального типа в течение 16—36 час. Высушенные заготовки сечением до 10 х 20 мм выдерживают на шаблонах в остывочном помещении в течение 10—15 час., а заготовки более крупных размеров — до 1 суток.
Холодный метод гнутья состоит в загибании и одновременном склеивании в загнутом состоянии на шаблоне комплекта планок. Этот метод применяют для получения заготовок сложной криволинейной формы сравнительно толстых сечений (более 20 мм), главным образом из древесины хвойных пород, когда изгибание целого материала недостижимо. В заготовках с кривизной только на конце на загибаемом участке делают продольные пропилы шириною 1—3мм, в которые вставляют с клеем планки или фанерные полоски; после этого запрессовывают в шаблоне этот конец заготовки. Для загибания в холодном состоянии применяют железные шаблоны. Заготовки склеивают из планок нормальной влажности (10 12%).